Репортаж о поездке в Китай (август 2010 г .)
Китай бурно развивается, в частности – строит и модернизирует собственный флот. А флот нужно оснащать современными радиоэлектронными системами, в том числе и гидроакустическими. Вот и пригласили китайцы нескольких специалистов Киевского государственного института гидроприборов, а также вашего покорного слугу, к себе в гости на недельку – рассказать, как в Украине обстоят дела по этой части…
Встречались мы с представителями 3-х акустических институтов Китая: Ханьчжоу, Харбина, Шанхая. Наиболее обстоятельной была встреча со специалистами Ханьчжоу, где мы плотно, с утра и до вечера, работали в течение трех дней. Со специалистами Харбина и Шанхая мы встречались в Шанхае в течение следующих трех дней. Разумеется, были и перерывы на отдых: в Ханьчжоу мы посетили озеро Сиху, а в Шанхае – международную выставку ЭКСПО-2010. Далее бегло расскажу о наиболее ярких впечатлениях.
Город Ханьчжоу
Это крупный (6 млн. жителей) город, в значительной степени ориентированный на обслуживание туристов и отдыхающих, приезжающих полюбоваться озером Сиху. Однако Ханьчжоу - это еще и крупный промышленный центр, сами китайцы называют его столицей шелка и зеленого чая.
По климату Ханьчжоу – нечто среднее между Ялтой и Сочи. На улицах много пальм. Город невысокий, окруженный сопками, светлый и чистый. Много зелени: цветники, палисадники, парки… Разделительные полосы на дорогах – это клумбы и газоны, по ширине не уступающие самим дорогам. Особой суеты вокруг зелени не видно – однако вся она очень ухожена. Забота о деревьях вообще поражает: практически у всех «взрослых» деревьев стволы аккуратно обмотаны толстой веревкой или мешковиной, а также аккуратно подпираются четырьмя шестами. Нам пояснили, что так деревья защищают от насекомых, грызунов и тайфунов. На берегу озера Сиху большой парк и достопримечательности: буддистский храм, пагода, статуя Будды. В воде у берега - цветущие лотосы. Посетители развлекаются тем, что катаются по озеру на больших и малых катерах, моторных и с «ручным приводом»…
Акустический институт в Ханьчжоу
Главный корпус Акустического института в Ханьчжоу – это новое 20-этажное здание, построенное совсем недавно - в 2003 году. К этому зданию примыкают еще несколько корпусов (лаборатории, опытный завод и т.п.). Исследовательская база института находится в ином городе, где ранее (до 2003 года) размещался институт, основанный еще в 1958 году.
Здание современное, чистое, хорошо оборудованное техникой. Наши презентации проводились в конференц-залах, рассчитанных на 40 человек. В залах постоянно работают кондиционеры, что весьма кстати – на улице плюс 37-38 при влажности 70-80%. Чистота в туалетах выше всяческих похвал. Почему говорю об этом – сами знаете…
Транспорт
Многие молодые китайцы в Ханьчжоу ездят на электрических мопедах. Поэтому на улицах сравнительно тихо.
Общественный транспорт (метро, автобусы и троллейбусы) Шанхая оборудован кондиционерами, о чем сообщает символ снежинки в окошке с номера маршрута. Метро в Шанхае очень чистое, в вагонах нет рекламы. Реклама только на перроне, на стенах, в виде встроенных электрифицированных панно. Вагоны метро без торцевых стенок, поэтому можно пешком пройти через весь состав. Линий метро в Шанхае много, около 10. Проезд осуществляется с помощью пластиковых карточек, на чипы которых при покупке карточки записывается протяженность маршрута следования. При выходе из метро карточка возвращается для повторного использования.
Дома
Строительство в Китае очень интенсивное. Жилые дома в Шанхае (население 16 млн.) – это 20-40 этажей. Дома стоят тесно, т.к. земля дорогая, и ее мало (а людей - много). Жилые дома строятся обычно «сериями», образуя группы однотипных зданий. Это практикуется и в крупных городах, и в поселках вдоль дороги. Кстати, поселки эти выглядят весьма свежо, состоят из аккуратных двух- и трехэтажных коттеджей, крытых цветной черепицей. На некоторых крышах – солнечные батареи. Между проселочными домами – зеленые заливные луга, озера. Все очень аккуратно. Домов-развалюх не видел …
Дороги
Автомобильные дороги – очень хорошие и в большом количестве. Много дорог платных. Оплата – с помощью пластиковых карточек. Вдоль автомобильных дорог – акустические экраны. Часто эти экраны содержат прозрачные окна, позволяющие пассажирам любоваться пейзажем. Окна съемные и крепятся обычными шпингалетами, что несказанно нас развеселило. Таких экранов много, и строятся новые. А значит, забота о людях, чьи дома находятся рядом с автомобильными трассами – это не пустая болтовня, а конкретное дело.
Разделительная полоса вдоль всей трассы между Шанхаем и Ханьчжоу – это не только отбойники, но и ухоженный кустарник, порой с невысокими, цветущими розовыми цветами, деревьями. На небольшом удалении от автомобильной трассы видны высокие (10- 15 м) опоры строящейся эстакады для скоростной железной дороги, поезда которой будут ходить со скоростью свыше 400 км/час (недавно по ТВ мелькнул сюжет, в котором говорилось о пуске поезда уже в ближайшее время). Нетрудно подсчитать, что из Шанхая в Хуаньчжоу, расстояние между которыми 180 км, можно будет добраться всего за полчаса.
Уезжая из Китая, в аэропорт Шанхая мы также добрались скоростным поездом, который 4 минуты разгонялся до скорости 531 км/час, минуты полторы сохранял эту скорость, а затем еще 4 минуты тормозил. В аэропорт мы доехали за 10 минут.
Кстати, недавно под рубрикой «Тенденция, однако…» в газетах промелькнуло сообщение, что в каком-то из американских штатов китайские специалисты также построят скоростную железную дорогу.
Цены
Цены в Китае и заработки «обычных» людей – примерно как в Украине. Простые инженеры зарабатывают от 300-400 долларов в месяц. Курс: 1 доллар = 6,4 юаня. Т.е., юань и гривна не очень отличаются по весу. Цены в магазинах вполне демократические: три груши стоят примерно 3 юаня, бутылка воды 0,33 л – 1 юань. Простой веер в сувенирной лавке стоит 28 юаней, более качественный веер из магазина Duty free в аэропорту стоит 80-100 юаней.
Одноместные номера в гостиницах, в которых мы жили – около 500 юаней в сутки. Номера хорошо оборудованы – телевизор, холодильник, кухня, электрочайник, фен, мыло и зубные щетки… Чисто и вполне пристойно.
Выставка ЭКСПО-2010
О большой площади выставки, посвященной теме градостроительства, свидетельствует хотя бы то, что от выставки в город проложена собственная бесплатная линия метро, а по территории выставки курсируют большие и удобные автобусы с кондиционерами. Павильоны один другого грандиознее и по размерам, и по архитектуре. Чтобы попасть в какой-либо павильон таких стран как Германия, Китай, США, Великобритания, Россия и других, нужно было простоять в очереди несколько часов. У нас времени на это не было, поэтому мы ограничились посещением нескольких азиатских павильонов и павильона Украины. В азиатских павильонах (Индия, Пакистан и др.) шла бойкая торговля цепочками, бусиками и браслетиками. В павильоне Бельгии, куда тоже попасть было несложно, приятно порадовала просторность залов. Образцов продукции выставлено не очень много, но все же посмотреть было на что. И особенно приятным был финал: при выходе каждый желающий мог угоститься бельгийской шоколадкой. Никто из нас не отказался…
Отдельный рассказ – о павильоне Украины. На фасаде небольшого (площадью примерно 80 м2 ) здания почему-то нарисованы символ инь-янь. Уже потом узнал, что якобы этот знак появился в древнем Триполье, а не в Китае. Кроме знака инь-янь также представлена некая карта. На карте – стрелы, разбегающиеся из центра, в котором, по-видимому, находится Украина. У концов стрел надписи: балты, кельты, германцы, скифы… Стены внутри здания украшены рисунками символов трипольской культуры в виде глиняных горшков и примитивных женских статуэток. Правая половина павильона – неработающее кафе на три столика и стойка бара с потушенными огнями. В левой половине павильона небольшой пенопластовый макет под названием «Гибкие города будущего». В сущности, больше ничего нет, если не считать экран на стене с довольно блеклой картинкой – это с помощью компьютерного проектора демонстрируется фильм из жизни украинских городов.
Кстати, попасть в наш павильон очень легко, очереди у его входа нет…
Вместо заключения
Когда читаешь хорошую книгу, часто задаешься вопросом: почему не я ее написал? Так и здесь, повидав всего лишь малую часть Китая, хочется спросить: почему все это не у нас? Трудновато украинцу быть патриотом…
Аркадий Продеус