«Джаз Коктебель» 2010
Музыка, море, вино – так можно тремя словами описать события, происходящие в Коктебеле с 9 по 12 сентября. В этом году состоялся уже восьмой ежегодный фестиваль джазовой музыки «Джаз Коктебель». Разнообразие музыкальных стилей было столь велико, что грех жаловаться даже самым большим музыкальным гурманам. Услышать можно было и различный джаз, и рок, и регги, и музыку с народными мотивами, как украинскими, так и иностранными. Концерты, происходящие, в рамках фестиваля были разделены на две сцены - «NU JAZZ» и Волошинскую, мне хотелось бы рассказать о каждой из этих сцен в отдельности.
Сцена «NU JAZZ»
Действа на этой сцене начались 10 сентября, и именно в этот вечер выступали самые яркие гости фестиваля. Открыл вечернюю программу скандинавский коллектив FAERD trio вместе с лучшим голосом Дании 2009 года Jullie Hjetland. Голос этой певицы действительно очаровывал, иногда напоминая соловьиные трели, а сам музыкальный коллектив удивил слушателей интересным сочетанием джаза, рока и скандинавских мотивов.
Следующей на сцене появилась не менее интересная группа – фрик кабаре бэнд «Серебряная свадьба». Этот экстравагантный белорусский музыкально театральный коллектив, основанный в 2005 году, приятно обрадовал зрителей коктейлем из французского шансона, диксиленда, кантри, русской народной музыки и латиноамериканских ритмов в манере уличного оркестра. В репертуаре «Серебряной свадьбы» присутствуют жизнерадостные, ироничные и веселые песни о детстве и старосте, жизни и смерти, женских причудах и, конечно же, о любви. Выполнение песен сопровождалось театральным действом, солистка группы, как фокусник из шляпы, доставала из чемоданчика различных кукол, которыми предавала выступлению еще больше яркости.
Завершила вечерний концерт легендарная группа «Аукцион». Их выступление нельзя поддать четкому описанию – на сцене творилась некая магия, музыканты были погружены в процесс игры, и лишь Гаркуша, маялся по сцене туда сюда, в нелепом ярком костюме, трясся, кричал в микрофон и в перерывах между песнями декламировал стихи, напоминая, своего рода, шамана, который завораживал и музыкантов и слушателей. Завораживал, усыплял, а иногда даже и угнетал. Эта группа выливала на слушателей со сцены потки музыки различных направлений, от пост-панка до бит- и поп-музыки 60-х, включая нью-джаз и этническую музыку Северной Африки и Среднего Востока.
Вечерний концерт сменился ночным, когда было уже за полночь, и открыл этот концерт украинский квартет «ДахаБраха». Эта группа соединила в одно украинские народные песни, африканские барабанные ритмы и низкие вибрации контрабаса. Чего только не увидишь в их музыкальной кухне, кроме традиционных музыкальных инструментов, там присутствуют трещотки, индийские таблы, буддиский гонг, африканский джамбе, маракасы и еще множество малоизвестных европейскому слушателю народных инструментов. С первых ударов по барабанам тело начинают пронизывать вибрации, и сразу же хочется сорваться в танец, как будто входишь в транс.
Завершили ночной концерт музыканты группы «Аддис Абеба». К сожалению, не могу поделиться личными впечатлениями по поводу этого коллектива, поскольку услышала всего лишь полторы песни из их репертуара, пока пробиралась через толпу к выходу. Но не сказать о них ничего тоже нельзя, поэтому процитирую отрывок из брошюрки, с программой фестиваля, которую бесплатно раздавали всем желающим: «Сколько песен в копилке «Аддис Абеба» - столько стилей, с которыми экспериментирует группа. Это и прыгучее ска, и отвязанный фанк, и злободневные раггамафины, и нежная боссанова, и четкий хип-хоп. А в качестве мистического соуса – атмосферный даб».
Следующее два дня на этой сцене слушателей радовали не менее интересные коллективы, такие как Karl Frierson (душа и голос de Phazz), Олег Скрипка и Джаз Кабаре «Забава», Вадим Эйленберг, Lissa Wasabi и многие другие. Но рассказать о всех коллективах выступавших на этой сцене в одной статье невозможно, тем более, что на Волошинской
происходили не менее интересные события.
Волошинская сцена
В этом году эта сцена заработала впервые, ее расположили в саду дома поэта Максимилиана Волошина, получилась очень уютная, маленькая, камерная сцена с хорошей акустикой. В этом укромном местечке не выступали гиганты альтернативной сцены и на уши не давили киловатты звука, но, тем не менее, тут царила особая атмосфера. Может быть, это мистическая энергетика Коктебеля и дома Волошина, а может быть и зачаровывающие джазовые мотивы, но то, что происходило на этой сцене, захватывало не меньше, чем события на сцене «NU JAZZ». Хотелось бы отметить несколько музыкантов выступивших здесь. Начну с Киры Шулаевой. К сожалению, присутствовать на ее выступлении лично мне не удалось, хотя и очень хотелось. Кира молодая, талантливая вокалистка, скрипачка и композитор, лауреат многих международных фестивалей и конкурсов. Ее музыке свойственна своеобразна мелодика, непредсказуемость и импровизация, а исполняет свои произведения Кира с помощью приемов позволяющих одновременно, и петь, и играть на скрипке. Так, что я уверена, ее музыка заинтересует и профессионального музыканта, и просто меломана.
Также довольно интересными оказались ребята, выступившие на дневном концерте под названием «Exotic Jazz Day». Они удивили слушателей исполнением джаза на бандуре (Георгий Матвив), восточной перкуссии (Александр Костюченко) и балалайке (Денис Забавский). Звучание было действительно волшебным, я услышала этот концерт, случайно, проходя мимо сцены, остановилась послушать и уже не смогла оторваться.
Хэдлайнером Волошинской сцены 11 сентября стал Пол Роджерс - музыкант, которого по праву называют одним из лучших европейским басистов и импровизаторов современности. Исполнял Роджерс на уникальном инструменте, «уникальном» сказано буквально, поскольку такой инструмент в мире единственный – это семиструнный контрабас с 14-ю симпатическими струнами. Скажу откровенно, музыка, которую Пол Роджерс исполнил, оказалась довольно сложной и специфичной. Звуки, извлекаемые им с инструмента, и сам способ игры иногда просто поражали воображение. Реакция аудитории была неоднозначной - некоторые заворожено сидели весь концерт, а некоторые просто засыпали, или тихонько просачивались к выходу. Однако я считаю, что называть подобную музыку плохой неправильно, до нее надо просто дорасти.
В заключение своего рассказа хочу сказать следующее: фестиваль был действительно интересным и насыщенным, но главное не это, а то, что он помог его гостям еще на четыре дня забыть о суете обыденной городской жизни и продлить позитивное летнее настроение.
Леся Багмет